Для автосалонов: Войти | Регистрация
Реклама
« март 2024 »
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Разделы
Новости авто:
  — Архив
Поиск новостей
Разделы по датам
· 2007
· 2006

Сборка BMW и Hummer в России может быть закрыта

22, Ноябрь 2007
Сборка BMW и Hummer в России может быть закрыта Ни для кого не секрет, что при разделе рынка российские бизнесмены подключают депутатов ГД, налоговую инспекцию и Генеральную прокуратуру. То же самое произошло и с автомобильным бизнесом. Иностранные компании, вложившие деньги в эту отрасль, в ужасе наблюдают за событиями, так как они могут лишиться всего в любой момент. И все это из-за скандала вокруг калининградского завода «Автотор». Предприятие уже более 10 лет занимается сборкой иномарок, причем на льготных условиях. И его собираются лишить этих льгот, вопреки законам. Правительственные органы мотивируют это тем, что это поможет развитию автоотрасли в целом, а также поможет сохранить таких инвесторов как: Toyota, Nissan, Volkswagen, Volvo, Suzuki и т. д.

Сборка автомобилей в Калиниграде началась с BMW в 1999 году, хотя опыты по производству автомобилей здесь проходили еще раньше. «Автотор» стал одним из первопроходцев в автомобильной промышленности и смог привлечь внимание иностранных инвесторов. В настоящее время здесь собирается 25 моделей от семи известных брендов: BMW, Chevrolet, Cadillac, Hummer, Kia, Chery и Yuejin. «Автотор» является единственным в России автомобильным заводом, который осуществляет сборку методом крупноузловой сборки (SKD). Остальные предприятия работают согласно постановлению правительства РФ № 166 “О промышленной сборке”, предусматривающего локализацию производства. Оно также не предоставляет подобных таможенных льгот.

Согласно закону РФ № 13-ФЗ, который был принят еще в 1996 году, Калининград выступает как часть “Особой экономической зоны”. Этот закон предполагает ряд таможенных и налоговых льгот для резидентов, внесенных в реестр ОЭЗ. По закону “Об Особой экономической зоне”, у инвестора есть право беспошлинного ввоза комплектующих с целью дальнейшего производства продукции, а также другие преимущества. В 1999 году был принят федеральный закон “Об иностранных инвестициях в РФ” (№ 160-ФЗ от 09.07.1999), направленный на поддержку иностранцев. По закону государство гарантирует иностранным инвесторам защиту от изменений в законодательстве, которые могут негативно сказаться на иностранцах.

Благоприятная ситуация в экономике страны влияла на изменение закона об ОЭЗ. В прошлом году в законе были сокращены некоторые таможенные пошлины для ряда отраслей (№ 16-ФЗ от 10.01.2006). Но следует отметить, что государство давало гарантии, что условия реализации инвестиционных проектов, которые были начаты еще до принятия закона, не будут меняться в течение 10 переходных лет. Отсюда следует, что «Автотор» имеет право работать на льготных условиях, то есть со льготным ввозом комплектующих и без локализации производства (то есть практически бесплатно по сравнению с другими автопроизводителями), до 2016 года.

И этот подход, естественно, не мог устроить инвесторов в эту отрасль, которые еще с прошлого года начали прочно обосновываться в России. Если сравнивать с ситуацией на авторынке, которая была 10 лет назад, то произошли значительные изменения, поэтому логичнее было бы уравнять в правах всех инвесторов. Отталкиваясь от законодательной базы, а также аргументируя своим участием в ОЭЗ, «Автотор», конечно же, отказался сдавать свои льготы. Но летом от объединения автопроизводителей России (ОАР), куда входят АвтоВАЗ, ГАЗ, КаМАЗ, “Северсталь-авто”, “Иж-Авто” и ЗИЛ, в правительство РФ было направлено письмо с просьбой уравнять всех автопроизводителей и лишить «Автотор» льгот.
Дмитрий Румянцев, начальник управления по связям с общественностью группы “СОК”, сообщил, что ни одна крупнейшая зарубежная компания не ведет речи о предоставлении себе каких-либо выгодных условий. По единым правилам работают такие гиганты, как Toyota и Ford, Nissan и Renault, ГАЗ и “Северсталь-авто”, а также другие. Он также выказал непонимание по поводу того, почему «Автотор» имеет такие привилегированные условия по сравнению с другими производителями, постоянно жалуясь на неравные права.

Опять же возникает резонный вопрос, как можно взять и просто отменить льготные условия для «Автотора», опираясь лишь на изменившуюся ситуацию на рынке. Такое недопустимо, поэтому были найдены другие лазейки. Так, весной вышел проект постановления об отмене крупноузловой сборки. В результате чего «Автотор» должен был перейти на промсборку, как и другие производители, тем самым он уравнивался с другими. Но на деле получилось так, что это постановление коснулось только новых проектов «Автотора», а в качестве исключения предприятию разрешили крупноузловую сборку иномарок. Принятие такого решения так и осталось для всех загадкой. Что касается постановления, то смысла в нем нет, так как кроме «Автотора» SKD никто больше не занимается.

Но оппоненты не остановились на достигнутом. Так, некоторыми депутатами были сделаны запросы в Генпрокуратуру по поводу уклонения предприятием от налогов и пошлин. В результате, у «Автотора» появились проблемы с прохождением таможни. 10 лет исправно сотрудничавшая с заводом калининградская таможня заявила, что «Автотор» подает неверные данные при подаче грузовой таможенной декларации. В результате, предприятию были выставлены претензии в размере 5 млрд рублей недособранных налогов. В это же время правительством рассматривается вопрос о внесении поправок к постановлению № 184 от 31.03.2006 года, в котором регламентируется перечень так называемых «простых операций», которые не изменяют состояние конечного продукта, и их недостаточно для того, чтобы считать товар произведенным в Калининградской области. При принятии поправок будет считаться, что «Автотор» ввозит готовые автомобили, следовательно, будут пересмотрены и таможенные пошлины, которые будут значительно отличаться от сегодняшних. А это, в свою очередь, может привести к прекращению производства как минимум по известным брендам.

Более того, в правительстве собираются рассмотреть проект постановления, по которому планируется с 1 января 2008 года отменить все индивидуальные льготы для автопроизводителей из Калининградской ОЭЗ. Если данный проект пройдет, то, по заявлению председателя совета директоров Щербакова, он подаст в суд на Правительство РФ, так как невозможно сразу перейти с одной технологии на другую за короткий срок. Также, по его мнению, отмена льгот будет противозаконной.
Подобные неприятности на «Автоторе» связывают с происками конкурентов, у которых есть свои люди в высших эшелонах власти. Причем главным конкурентом Владимир Щербаков считает группу «СОК». В настоящее время эта компания имеет только одну сборочную площадку в городе Ижевске, где производят Kia Spectra, Kia Rio и Kia Sorento. А в недалеком будущем Kia должна выбрать эксклюзивного дистрибьютора в России. На это как раз и претендует группа «СОК».

Щербаков прокомментировал, что такие люди как группа «СОК» противоречат сами себе, так как с одной стороны они говорят о социальной справедливости, а с другой, толкают правительство нарушить законодательство, так как именно правительство установило льготы для зоны ОЭЗ, причем обещанные при этом гарантии были подписаны двумя президентами (Путиным и Ельциным).

Исходя из всех событий, можно прийти к выводу, что с «Автотором» все равно что-нибудь сделают, так как у них много сильных противников. Остается ждать, на какие меры пойдут власти. Причем само предприятие не унывает и обещает партнером, что все будет хорошо. Пытаясь как-то подстраховаться, с 2008 года «Автотор» начнет налаживать линии сварки и окраски кузова. Это может означать лишь то, что вскоре предприятие будет работать согласно постановлению № 166 о промсборке.

Неоднозначная и непредсказуемая российская действительность ставит в тупик инвесторов, как успевших вложить деньги, так и собирающихся увеличить инвестиции. Такие крупные компании, как BMW и General Motors, с ужасом глядя на все события, происходящие вокруг «Автотора», понимают, что могут понести миллионы убытков, не говоря уже о потере рынка в премиум-классе. Ведь в случае отмены льгот, на «Автоторе» невыгодно будет собирать автомобили премиум-класса. Иностранные компании не дают официальных комментариев, но в частном порядке высказывают озабоченность по поводу данной ситуации. Особенно отмена льгот может сказаться на BMW и Chery, у которых нет других площадок в России, в отличие от GM и Kia.

Из всей этой ситуации становится понятным, что в Росси никакие гарантии даваться не могут, ведь в зависимости от лоббирующей стороны правительство может заняться переписыванием законов. Да и сам Щербаков, который когда-то занимал пост заместителя премьер-министра СССР и был главой Минэкономики СССР, с сожалением признает, что не стоит надеяться на российские законы. “В России возможно все, – признает Владимир Щербаков. – У нас главный принцип – революционная целесообразность: нужно – значит, будет”.
Сборка BMW и Hummer в России может быть закрыта Сборка BMW и Hummer в России может быть закрыта

Рубрика: Авто в России
Кол-во просмотров: 8668
Отправить другу: отправить
Сохранить новость

Коментарии были отключены